Перейти к основному содержанию

Тольятти: модернизм на автомобильной скорости

Тольятти будто строился специально для автолюбителей: ходить по нему пешком непросто из-за больших расстояний между зданиями и районами. Многополосные и пересекающие друг друга под прямым углом проспекты, массивные памятники брутализма, кварталы панельных домов и чередующаяся высотность — на этот город нужно смотреть из окна мчащегося автомобиля.

Текст

«В лесах»

Городская клиническая больница № 5 © Стас Кноп / vk.com/stas_knop

Городская клиническая больница № 5 © Стас Кноп / vk.com/stas_knop

Кажется, Тольятти не мог не стать воплощением модернистской мечты о городе будущего. Здесь, на заводе АвтоВАЗ, в 1970 году рождаются на свет первые «Жигули», и здесь же 8 апреля 1986 года Горбачев провозглашает курс на перестройку.

Свое современное название город получил в 1964 году в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти (1893–1964). Однако город с населением чуть более пяти тысяч человек — Ставрополь-на-Волге — был здесь и раньше. Во время строительства Жигулёвской ГЭС в 1950 году он попал в зону затопления и был перенесен дальше от реки, на место современного Центрального района.

Тольятти с высоты птичьего полета © Константин Антипин

Тольятти с высоты птичьего полета © Константин Антипин

В середине 1960-х годов Ставрополь, к тому времени уже Тольятти, переживает «третье рождение»: итальянский концерн FIAT приступает к строительству крупнейшего в СССР автозавода — АвтоВАЗа. Вскоре здесь начнут выпускать всем известные «Жигули», они же «Лада» — «экспортное название», более благозвучное для иностранцев.

Вокруг АвтоВАЗа стремительно разрастается новый Автозаводский район: уже через шесть лет после выпуска первой партии автомобилей, население когда-то небольшого города достигает 400 тысяч человек. Именно со строительством автозавода Тольятти приобретает необычную структуру, совмещающую в себе три больших района, огромный лес прямо в центре города и заводские массивы.

 

Магистрали Автозаводского района 

Борис Рубаненко, 1967–1972 годы

Главная тольяттинская магистраль насчитывает 10 полос — столько же, сколько на московской кольцевой дороге. При этом проектировщикам было важно отделить транспорт от пешеходов — так появились широкие бульвары-эспланады, а также разделение пешеходного и автомобильного ярусов в центре города.

 

Кинотеатр «Сатурн»

Марк Бубнов, Иван Семейкин, Эльмир Тер-Степанов, Виталий Лазарев, 1969–1972 годы

«Сатурн» расположен на главной артерии Автозаводского района. Продольные фасады кинотеатра украшены абстрактными мозаичными панно. На их фоне эффектно выступают бетонные лестницы — они ведут прямо в зрительный зал с большим экраном.

 

Спорткомплекс «Волгарь»

Юрий Карпухин, Лев Адлер, 1969–1975 годы

Здания со «вздернутым» козырьком были очень популярны в 1970-е годы. Вероятно, архитекторы воспроизводили формы павильона СССР на Всемирной выставке 1967 года в Монреале. Барельефы на фасаде спорткомплекса и мозаики лестничных пролетов изображают различные виды спорта и соревнования.

Мозаичные композиции «Легкая атлетика», «Плавание» и «Футбол» © Лев Поливанов / «В лесах»

Мозаичные композиции «Легкая атлетика», «Плавание» и «Футбол» © Лев Поливанов  / «В лесах»

 

Бассейн «Олимп»

Борис Аверинцев, И. Бессонова, 1985 год

По форме здание напоминает волну, а стеклянные фасады придают постройке дополнительную легкость. Козырек над главным входом выполнен в виде пяти олимпийских колец.

Панно «Подводный мир» и плавательные дорожки © Стас Кноп / vk.com/stas_knop

Панно «Подводный мир» и плавательные дорожки © Стас Кноп / vk.com/stas_knop

 

Учебный центр ВАЗ 

Алексей Голощапов, 1970-е годы

Учебный центр стоит в стороне от ключевых общественных построек и примыкает к градообразующему предприятию — заводу АвтоВАЗ. На фасаде чередуются горизонтальные ленты окон и черная облицовочная плитка. В оформлении внутреннего дворика сочетаются зелень, стекло и бетон, что характерно для модернистской эстетики.

 

Железнодорожный вокзал 

Вадим Батырев, Анна Сухорукова, 1974–1996 годы

Вокзальный комплекс поражает своими размерами: он может одновременно принимать до тысячи пассажиров. Вокзал должен был стать важным пересадочным узлом: например, планировалось, что с него отправится экспресс в столицу родины Пальмиро Тольятти —— Рим. Однако стройка затянулась, и открытие состоялось только в 1996 году. В новых условиях реализовать задуманное в полном масштабе было уже невозможно — сегодня от станции отходит не больше семи междугородных поездов в день.

 

Городская клиническая больница № 5 

В. Адамович, Е. Пекарский, Э. Литвак, О. Емельянова, 1970-е годы

Здания медицинского городка 1970-х годов объединены общей архитектурной темой: в них как будто соревнуются горизонтальные перспективы ленточных окон и вертикали эвакуационных лестниц.

 

Дворец культуры и техники ВАЗа 

Борис Рубаненко, Борис Бранденбург, 1988 год

Два концертных зала и один танцевальный, репетиционные базы, библиотека, зимний сад... уместить все это в одном здании сложно, но можно. Авторы проекта тольяттинского Дворца культуры, сегодняшнего «Автограда», справились с этой задачей на ура: из-за горизонталей балконов шестиэтажная постройка не выглядит неприступной, а витражи, мозаика и майолика внутри делают ее даже уютной.

 

Поволжская академия образования и искусств имени святителя Алексия 

Марк Демидовцев, Вячеслав Ижиков, 2007–2020 годы

А вот здания эпохи капиталистического романтизма в Тольятти тяготеют к традиционной русской архитектуре. Видимо, модернистскому городу для эстетического равновесия все-таки не хватает «дореволюционных» форм и очертаний.

Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия © Лев Поливанов / «В лесах»

Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия © Лев Поливанов / «В лесах»

Полезные ссылки:

Узнать больше можно в группе «Советский модернизм Тольятти» по ссылке

Карта мозаик Тольятти от проектов "Старуссия" и "Тольятти: благоустройство и урбанизм" по ссылке